Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Транспортная повестка: дороги, платность и претензии

Сегодня в Сенате Парламента РК состоялся Правительственный час на тему: «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог в Республике Казахстан: текущее состояние, актуальные проблемы и пути их решения».

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Сената О. Перепечина, депутат Сената С. Алдашев, депутат Сената А. Наутиев, министр транспорта М. Карабаев, аким Западно-Казахстанской области Н. Турегалиев, президент Ассоциации автодорожников Казахстана Б. Баймагамбетов, старший экономист Всемирного банка по транспорту Н. Валиев.

Из интересного, озвученного министромтранспорта М. Карабаевым:

1. Ведутся масштабные работы по модернизации автомобильных дорог:
• В 2023 году отремонтировано 7 тыс. км автодорог, в 2024 году охвачено уже 13 тыс. км.
• До конца года планируется завершить 9 тыс. км и запустить новые проекты на 2 тыс. км.
• Идет реализация ключевых магистралей: Кызылорда–Жезказган, Калбатау–Майкапчагай, Курты–Конаев.
• До 2035 года планируется модернизировать 6 тыс. км дорог.

2. В целях обеспечения самоокупаемости и содержания за счет сборов продолжается переход к платности автодорог:
• Сегодня — 17 платных участков (3,2 тыс. км), сборы — 48 млрд тг.
• В 2024 году вводится платность ещё на 29 участках (6,2 тыс. км), ожидаемые сборы — свыше 100 млрд тг.

3. В ответ на критику о лоббированииинтересов иностранных компаний министр ответил, что соответствующий приказ был доступен для общественности и обсуждений, однако, на момент рассмотрения замечаний и предложений не поступило. Также, он уточнил, чтостарые схемы с перепродажей бланков отменены, доступ получили только реальные перевозчики.

При этом, количество автотранспортных средств, имеющих доступ к разрешениям, снижено с 90 до 33 тыс., цена перевозок упала.
Наряду с этим, министр отметил рост отрасли на 22% за первые 4 месяца и удвоение транзита за два года.

Кроме того, с докладом выступил депутат Сената А. Наутиев, отметив, следующие проблемы автодорожной отрасли:

• Разрыв в качестве: при 99% нормативных дорог в Жамбылской области — всего 56% в ЗКО.
• Технический надзор хромает: 500+ объектов без контроля за 5 лет.
• Содержание в дефиците: на эксплуатацию уходит менее 25% от необходимого.
• АСИ не работают как надо: 96% нарушений — ложные.
• Дефицит битума летом — скачок цен, дефицит кадров и материалов круглый год.
• Нормативы устарели, их разрабатывают специалисты без профильной экспертизы.
• Дороги вводят в строй даже при отрицательных заключениях по качеству.

Вывод: нужен не только ремонт, но и новая система управления — прозрачная, кадрово-обеспеченная и отвечающая реальному состоянию дел.

Как видим, работы много во всех сферах транспортной отрасли.