
Цель — цифровая трансформация в сфере авиа-, железнодорожных, морских и мультимодальных перевозок. Работа идет в режиме non-stop — без отсрочек и бюрократической волокиты.
Координация ведется Министерством цифрового развития. Разработана дорожная карта цифровизации транспортно-логистического комплекса, охватывающая как краткосрочные, так и среднесрочные меры. Определены конкретные задачи, пути их реализации и ожидаемый результат.
Ключевой компонент — запуск системы Smart Cargo: цифрового единого окна для таможенных и логистических услуг. Цель — интеграция всех контрольных и сервисных процедур в одном цифровом пространстве.
Ожидаемый эффект:
— сокращение времени оформления грузов;
— упрощение взаимодействия участников ВЭД и госорганов;
— снижение административных барьеров;
— ускорение транзитных операций;
— рост конкурентоспособности Казахстана как международного транзитного хаба.
Ассоциация и частные перевозчики уже направили свои предложения:
— оцифровка пропускной и провозной способности МЖС;
— создание динамической модели планирования загрузки железнодорожной сети;
— внедрение IT-систем для планирования и распределения пропускной способности;
— цифровизация процессов взаимодействия между АО «НК «КТЖ» и частными субъектами.
Сегодня мы приняли участие в заключительном обсуждении дорожной карты под председательством Жанасовой А.Ж. и с участием первых руководителей профильных госорганов.
Отдельно стоит отметить: Министерству транспорта поручено создание Единой аналитической платформы для участников рынка.
Обсуждение сопровождалось горячими дискуссиями, ряд проблемных вопросов был оперативно решен прямо на месте.
К сожалению, позиция АО «НК «КТЖ» вновь продемонстрировала нежелание двигаться в сторону открытой и прозрачной рыночной модели. Один из аргументов: «допуск частных перевозчиков — это пилотный проект». Напомним, что «пилот» стартовал в 2018 году и завершился в 2023-м. Сейчас частные перевозчики не просто работают, но и показывают конкретный результат. Такое высказывание как минимум странно и вызывает вопросы.
По итогам заседания было принято решение о разработке отдельной Концепции развития железнодорожной отрасли, в которой будут четко определены зоны ответственности: отраслевого министерства, АО «НК «КТЖ» и бизнеса.