С момента обретения Независимости, Казахстан выбрал рыночный путь развития экономики, базирующийся на крепком и активном частном секторе. В том числе такой путь выбирали и железнодорожники в конце 90-х -начале 2000-х, так первый министр транспорта Исингарин Н.К. ратовал за реформы в отрасли, переходу к конкурентно-рыночным отношениям и расширению частной собственности.
Даже в абсолютно регулируемо-командной советской системе организации железнодорожных перевозок с ее беспрекословным выполнением государственных поручений и задач постоянный срыв сроков доставки грузов доходил до 40%, а обыденным было нарушением сроков доставки на 15-30%.
Понимая недостатки монопольной структуры рынка, в начале 2000-х годов в Казахстане приняты документы, регламентирующие развитие конкуренции в отрасли путём разделения инфраструктурного и перевозочного сегментов грузовых ж/д перевозок, и созданием условий для развития конкуренции и множественности частных перевозчиков грузов.
В 2018 году на рынок грузовых ж/д перевозок были допущены две компании Dar Rail и ТТТ Сервис.
За время своей деятельности они внесли существенный вклад в повышение уровня сервиса и перевозочных услуг.
Компании практически «с нуля» сформировали необходимую производственную и технико-технологическую базу, инвестировали в локомотивный парк и инфраструктуру 150 млн. долларов США, создали более 1300 постоянных рабочих мест, перевезли 114,6 млн. тонн груза и внесли в бюджет порядка 23 млрд. тенге налогов.
По итогам 2023 года Dar Rail продемонстрировал лучшие среди казахстанских перевозчиков грузов результаты по многим операционным показателям таким, как: среднесуточные производительность и пробег локомотивов, средний вес и состав поезда, а также средняя участковая скорость поезда.
Тарифы Dar Rail, в среднем, ниже на 3%, чем у АО «КТЖ-грузовые перевозки».
В то же время, деятельность ТТТ Сервис на главных казахстанских станциях позволила сократить сроки доставки нефтепродуктов от станции отправления до станции назначения и увеличить оборот вагонов-цистерн, в среднем, в 2 раза.
Вопреки общепринятому мнению, частные перевозчики оказывают услуги по перевозке не только рентабельных, но и нерентабельных грузов, таких как: уголь, железорудное сырье, руда, бокситы, камень известняковый, глинозем, щебень, нефтепродукты, порожние вагоны.
Более того, располагая соответствующими мощностями и желанием дальше инвестировать в их наращивание и модернизацию, они готовы расширять географию своей деятельности, давая грузоотправителям и грузополучателям альтернативу монополисту в выборе транспортного сервиса.
Частные железнодорожные перевозчики Dar Rail и ТТТ Сервис постоянно получают обращения грузоотправителей с запросом на осуществление перевозок их продукции, в том числе в международном сообщении. Были запросы на осуществление экспортных перевозок с павлодарского региона в направлении станции грузоотправителей в Российской Федерации.
Обе компании доказали свою конкурентоспособность и на глобальном рынке перевозок, став участниками международных соглашений (СМГС, ОСЖД) с правом осуществления международных перевозок.
Сегодня бизнес, поставщики, и потребители, заинтересованы в развитии конкуренции на рынке перевозочных услуг. Для открытия доступа на МЖС проработаны все необходимые институциональные и технологические вопросы.
Надеемся, (https://t.me/arfckz) что движение в сторону либерализации рынка перевозочных услуг будет прогрессировать и в дальнейшем.
Подписывайтесь на t.me/atamekenbusiness