Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
В начале ноября на площадке НПП «Атамекен» состоялось совещание с участием КТЖ, государственных органов, бизнес-сообщества и ассоциаций по вопросу установления унифицированных тарифов

Большой ажиотаж вызвала информация КТЖ о ежегодном росте регулируемых тарифов (МЖС и ЛТ) до 2026 года на 24%, в том числе о повышении с 1 января 2025 года предельного тарифа (в рамках максимального индекса 3,0 к тарифу) на МЖС для экспортных перевозок в целях доведения уровня тарифов до окупаемости.

В результате, ожидается рост общего ж/д тарифа при экспортных перевозках угля — на 37%, железной руды — на 31%, зерна — на 30%, химикатов и соды —  на 17%, цветной руды —  на 24%, строительных грузов —  на 6%, удобрений —  на 25%, остальных грузов — на 18%.

При повышении тарифов влияние на цены составит в угле 2 — 6%, в ЖРС 1 — 8% и в зерне в пределах 5%.

В качестве доводов в пользу повышения тарифов монополист привел поручения Главы государства, а также уровень долговой нагрузки, сложившейся по мнению КТЖ, из-за низких тарифов. Так, в 2023 году 73% грузов перевезено КТЖ ниже себестоимости.

По оценкам Нацкомпании, неповышение тарифов приведет к дальнейшему росту долговой нагрузки с 2,9 трлн тенге в 2023 году до 4,2 трлн в 2028 году.

Однако, большинство участников не поддержали данное решение, отметив в числе контраргументов следующие моменты:

• предлагаемый рост тарифов может привести к потере конкурентоспособности отечественных экспортеров;
• обязательства по ЕАЭС касательно унифицированных тарифов следует пересмотреть с учетом сохранения конкурентоспособности рынка Казахстана;
• необходимо провести более детальное обоснование роста тарифов и оценку рисков от введения максимальных ценовых пределов к тарифам на услуги МЖС при перевозке экспортных грузов.

При этом, в ответ на одну из главных причин повышения тарифов – необходимости инвестиций на поддержание и развитие ж/д сети, объем которых на сегодня оценивается в размере 5,7 трлн тенге – бизнес заверил в желании и готовности покрыть часть этой потребности. Дело осталось за малым — выработать взаимовыгодные условия ГЧП.

В итоге, приняты решения еще раз обсудить, проанализировать и направить письмо на имя Премьер-Министра с изложением всех рисков при реализации мер по росту тарифов.

От себя добавим, рост тарифов не панацея и она нас не спасет. Нужны радикальные меры по реорганизации монополиста и выделению Оператора инфраструктуры под управление Минтранса, а также развитию конкуренции на рынке перевозочных услуг. Все это уже давно прописано в законодательстве и отработано в деле, однако, по понятным причинам тормозится главным бенефициаром действующей системы в отрасли.