
Ранее ARFC уже сообщало о том, что в 2024 году консалтинговая компания Ernst & Young выполнила по заказу Европейской комиссии исследование, результаты которого подтверждают положительное влияние конкуренции на стоимость и качество оказываемых операторами услуг как в пассажирских, так и в грузовых перевозках.
Журнал «Железные дороги мира» опубликовал краткий, но прекрасный обзор Л. Ковригиной, обратившей наше внимание на это исследование. Сам текст под названием «Исследование цен на услуги пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок для конечных потребителей» опубликован на сайте официальных публикаций Европейского союза.
В исследовании компании Ernst & Young отмечается, что конкуренция, как правило, способствует росту объема перевозок и приносит существенные выгоды обществу в целом и гражданам в частности. Причём это верно как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
Конкуренция на рынке железнодорожных перевозок в странах ЕС возможна по двум типам:
— открытый доступ к инфраструктуре (конкуренция внутри рынка);
— заключения контрактов на оказание перевозочных услуг (PSO) на конкурсной основе (конкуренция за рынок).
В грузовых перевозках преобладает конкуренция по первому типу, в пассажирских распространены оба.
Авторы исследования проанализировали влияние усиления (развития) конкуренции на рынке грузовых перевозок на такие факторы как: снижение тарифов, рост рынка новых операторов, оптимизация расходов, спрос на железнодорожные перевозки и др.
Открытый доступ в грузовых перевозках направлен на снижение стоимости перевозок и увеличение объема предлагаемых транспортных услуг благодаря деятельности большего числа операторов, включая обслуживающих нишевые рынки; на повышение качественного уровня предоставляемых услуг благодаря инвестициям частных операторов в новый, в том числе специализированный, подвижной состав.
Рынок железнодорожных грузовых перевозок в странах ЕС открыт с 2007 года как для внутренних, так и для международных сообщений. Развитие конкуренции в этом исследовании оценивали по данным для шести стран (Германии, Италии, Польши, Франции, Хорватии и Швеции) и трех трансъевропейских коридоров: Рейн — Альпы (RFC 1), Северное море — Средиземное море (RFC 2) и Средиземноморский (RFC 6).
Исследование показало, что с открытием рынка для конкуренции снижаются тарифы и растут доли новых операторов.
Динамика снижения тарифов в зависимости от числа лет, прошедших со времени появления первого оператора, пользующегося правом свободного доступа, показана на примере Франции и Хорватии (рисунок 1). Новые операторы предложением услуг по менее высоким тарифам поддерживают рост своей рыночной доли. (https://docs.google.com/document/d/1AqIZMzDhyhhFI8fJ-OSJ_IHZb2UX1dL6/edit?usp=sharing&ouid=102469443936063979238&rtpof=true&sd=true)