В настоящее время на рассмотрении Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК находятся две заявки АО «НК «КТЖ» на рост тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом:
• повышение действующих пятилетних тарифов на услуги МЖС на 2024 и 2025 годы с 1 апреля 2024 года (в связи с повышением заработной платы до среднестатистического уровня и увеличением инвестиционной программы).
При том, что тарифы на МЖС уже повышались в начале года (+5%) и в прошлом году (+28,4%);
• повышение тарифа за пользование локомотивной тягой на 35% по всем грузам со 2 апреля т.г.
Никто не спорит о том, что тарифы порой следует поднимать, тем более, в условиях критического износа основных фондов отрасли. Но другой вопрос, насколько результативно это делается….
Глава государства К.К.Токаев неоднократно отмечал, что тарифы, в том числе, на услуги естественных монополий, должны быть долгосрочными (=стабильными), прозрачными и эффективными.
Но, как происходит на деле?
Во-первых, тарифы, как видим, высоко волатильны.
Во-вторых, прозрачность — да, у нас действует институт общественных слушаний. Но, оказывает ли он существенное влияние на принятие решений….
Это, как раз, к вопросу об эффективности… Несмотря на рост тарифов, число нареканий со стороны потребителей услуг ж/д перевозок не сокращается, а долг нацкомпании превышает триллионы.
Дошло до того, что уже и средства пенсионного фонда привлекают для обновления вагонов.
Очевидно, надо что-то менять.
И, прежде всего, саму модель. КТЖ громоздкая структура – «государство в государстве». Обладая монопольными правами, сложно преодолеть искушение ими воспользоваться….
Решение этой проблеме уже давно предложено.
Осталось только реализовать.