При том, что доступ частным перевозчикам предусматривается открыть в 2027 году, настораживает оговорка о ВОЗМОЖНОСТИ создания отдельного юридического лица после формирования Национального оператора инфраструктуры.
Такая формулировка «ставит под угрозу» и успех проекта по разработке новой тарифной методологии. Об этом, мы уже писали – без выделения Оператора инфраструктуры в отдельное юрлицо совершенствование тарифной системы радикально ничего не изменит, сохраняя существующие дисбалансы.
Поэтому, Ассоциация продолжит активно отстаивать свои позиции и приводить конструктивные аргументы в пользу полноценной реализации целевой модели, предусмотренной действующим законодательством о ж/д транспорте.
Также, согласно Концепции, право осуществления транзитных и других международных перевозок грузов будет закреплено исключительно за Национальным перевозчиком грузов. С данным тезисом мы тоже не согласны, так как уже сегодня наблюдается спрос на услуги частных перевозчиков со стороны зарубежных потребителей.
В части развития ж/д инфраструктуры предусматривается завершение до 2029 года реализации 4 крупных проектов: строительство вторых путей на участке «Достык – Мойынты», новых линий «Бахты – Аягоз», «Дарбаза – Мактаарал» и «Казыбек-Бек – Жетыген» в обход узла Алматы.
Кроме того, определены меры по увеличению провозной способности ключевых транзитных маршрутов.
В рамках развития ТМТМ: строительство вторых путей на участках «Алтынколь – Жетыген», «Казыбек-бек-Жетыген-Алматы», «Арыс – Казалы», «Шалкар – Порт Курык»; электрификация участка «Алтынколь – Алматы»; развитие 56 раздельных пунктов на этих участках.
В рамках развития МТК «Север-Юг»: строительство вторых путей на участке «Кигаш – Алимбет»; внедрение автоблокировки на участках «Алимбет – Кандыагаш», «Никельтау – Тобол»; развитие 23 раздельных пунктов на этих участках.
В рамках развития транзитного коридора «РФ – КНР, ЦА»: строительство вторых путей на участках «Павлодар – Куркамыс», «Аксу – Жана Семей», «Жана Семей – Актогай»; внедрение автоблокировки на участках «Аксу – Жана Семей», «Жана Семей – Актогай», «Жана Семей – Локоть»; развитие 41 раздельных пунктов на участке «Павлодар – Жана Семей – Актогай».
В рамках развития транзитного коридора «КНР – ЕС»: строительство новой линии «Кызылжар – Мойынты» (320 км); строительство вторых путей на участках «Жарык – Сексеул», «Актобе – Илецк»; внедрение автоблокировки на участке «Сексеул – Кызылжар»; развитие 45 раздельных пунктов на этих участках.
В рамках развития пропускной способности участков для обеспечения перевозки местных грузов: модернизация участка «Костанай – Новоишимская», внедрение автоблокировки; развитие 23 раздельных пунктов на участках «Жарык – Астана», «Есиль – Кызылжар», «Астана – Павлодар».
Все указанные проекты планируется реализовать, как за счет бюджетных средств, так и частных инвестиций.
Что касается модернизации сети, то до 2029 года ежегодно, в среднем, будет осуществляться ремонт от 1400 до 1600 км за счет собственных источников финансирования Национального оператора инфраструктуры.
Наряду с этим, Концепция предусматривает меры по развитию логистической системы (контейнерные перевозки, сеть ТЛЦ, международное сотрудничество и т.д.) и пассажирских перевозок (обновление пассажирских вагонов в количестве 1131 единиц и др.).
В результате реализации мер Концепции, грузооборот увеличится с 270 млрд. ткм в 2024 году до 312 млрд. ткм в 2028 году, пассажирооборот — с 17 млрд пкм до 20,9 млрд пкм. Износ МЖС снизится с 57% до 52%, а средняя участковая скорость достигнет 43 км/ч (в 2024 году – 39 км/ч).