Из-за критической ситуации на станции Семиглавый Мар, вызванной несвоевременным приемом «Российскими железными дорогами» вагонов, образовались очереди поездов. Более чем 50 грузовых составов стоят без движения в направлении МГСП «Семиглавый Мар – Озинки». Поэтому в Казахстане ограничена отправка грузовых вагонов на межгосударственный стыковочный пункт «Семиглавый Мар – Озинки».
НО… Существенная проблема на сети РЖД с гиперзаадресацией порожних вагонов сохраняется.
За последние шесть лет российский парк вагонов увеличился на 21%, превысив 1,3 млн (средний возраст — 12 лет).
Количество вагонов на сети РФ превышает предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта на 220 тыс. единиц.
По норме и многолетней практике прием грузов в РФ составлял 3,8 млн. тонн/сутки. Сейчас 3 или 2,8 млн. тонн/сутки. В связи с огромным количеством порожних вагонов и дефицита локомотивов, а также низким уровнем автоматизации — 90% текущих, ежедневных операционных проблем с движением и приемкой поездов решается по-прежнему вручную — РЖД не справляется с регулированием перевозок.
Для решения проблемы сокращения перевозок порожних вагонов принимаются разные меры, в том числе повышение тарифа на порожний пробег. Однако, это не помогает, так как порожний пробег зависит от географии расположения мест погрузки и выгрузки.
Сегодня РЖД ограничили обработку порожних вагонов на уровне 42 тыс. в сутки и сократили возможность выхода их из отстоя. Нормирование порожнего парка дает возможность небольшим операторам отправить вагоны под погрузку. Все это привело к угрозе срыва вывоза продукции железнодорожным транспортом, в частности маршруты порожних цистерн для нужд НПЗ.
Вагонники в Казахстане высказывают опасение, что лишний российский парк вагонов вынужденно будет оседать в других странах в поисках новых возможностей для окупаемости своих инвестиций, например, через перерегистрацию вагонов, прежде всего в странах Центральной Азии.
Но, как мы понимаем массовый приток вагонов иностранной принадлежности на территорию Казахстана перегружает магистральную сеть излишком вагонов, создает трудности с диспетчерским регулированием, что может поставить под угрозу стабильность и упорядоченность отрасли.
В Казахстане 74% парка грузовых вагонов принадлежит частным операторам. В целом, сегодня общий парк грузовых вагонов РК превышает 138 тысяч единиц (средний возраст – 15 лет).
Собственные мощности Казахстана полностью обеспечивают текущие и будущие потребности рынка. По планам Правительства Казахстана к концу 2024 года выпуск грузовых вагонов вырастет в 4 раза с 536 до 2 тыс. единиц. Естественно, что это позволит компенсировать выбывающий парк и закрыть потребности растущих объемов ж/д перевозок.