Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
19-20 июля Ассоциация казахстанских грузовых жд перевозчиков примет участие на форуме «Север-Юг»

19-20 июля Ассоциация казахстанских грузовых жд перевозчиков примет участие на форуме «Север-Юг» под председательством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан С. Жумангарина.

Тема нашего доклада «Казахстан – ключевое звено МТК Север-Юг».

Коротко о коридоре и предстоящем мероприятии.
Север—Юг проходит по трем маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана, западному — через Азербайджан, восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

Коридор пролегает от морского порта Санкт-Петербурга до одного из самых крупных портов на западном побережье Индии — Мумбая. Общая протяженность путей составляет около 7200 км.
Казахстан совместно с Россией, Ираном и Туркменией в 2023 году разработали дорожную карту по развитию коридора Север – Юг, позволяющая увеличить ее мощность до 15 млн т к 2027 году.

В 2023 году подписан договор о строительстве железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. Его протяженность — 162 км. Планируемый ввод в эксплуатацию — в 2025 году.
Для полноценного становления коридора Север — Юг требуется расширить инфраструктуру железных дорог в Иране, Казахстане, Туркменистане и автомобильных в Казахстане и России.
По оценке руководителей правительства Казахстана и России, особую важность для коридора Север-ЮГ представляет железная дорога Казахстан – Туркмения – Иран, являющаяся кратчайшим маршрутом между государствами ОЭС в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
В 2023 году грузопоток по этому маршруту в направлении Ирана увеличился на 9% и превысил 1,5 млн тонн.

В июле 2023 года посол России в Астане Алексей Бородавкин заявил, для того чтобы грузовые потоки шли из России на юг и в обратном направлении не окружным путем через Суэцкий канал, планировалось их запустить напрямую через Каспийский регион железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также посредством организации смешанных перевозок. В этом проекте предполагалось участие не только России, Ирана, Казахстана и Туркмении, но и государств Южной Азии, в первую очередь Индии, а также стран Персидского залива.

Как видит наша Ассоциация.
Для полноценного раскрытия потенциала коридора Север – Юг следует, как развивать железнодорожную и логистическую инфраструктуру, так и совместно работать над повышением конкурентоспособности тарифных условий и организацией регулярного сервиса.
В этом отношении, перспективной является инициатива Президента Казахстана К.К. Токаева по запуску скоростных грузовых поездов по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран (озвучена в мае 2023 года на заседании Высшего евразийского экономического совета в Москве).
Также, огромные выгоды для наших стран можно извлечь из сочленения меридионального коридора Север – Юг с широтными транспортными маршрутами, в частности, ТМТМ.
В любом случае, для развития новой транспортной архитектуры, так называемой, «Большой Евразии» требуются масштабные инвестиции.

На предстоящем мероприятии надеемся услышать о результатах стран по продвижению коридора Север-Юг и достижений Казахстана в его становлении.