Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
24 ИЮНЯ 2025 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ, ОРГАНИЗОВАННОЕ НПП РК «АТАМЕКЕН» ПО ОБСУЖДЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ В ЕЭС НАВИГАЦИОННЫХ ПЛОМБ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК
  • 20 июня ТОО «Институт космической техники и технологии» (определен как Национальный оператор) провел публичные слушания цен на свои услуги. Публичные слушания цен Национальный оператор начал проводить еще с прошлого 2024 года. У бизнеса и участников перевозочного процесса еще много вопросов, сам процесс еще не до конца ясен, но Национальный оператор уже знает, сколько будут стоить его услуги.
  • С 23 июня 2025 года начали проводить пилотный проект по применению навигационных пломб на железнодорожном транспорте. Проект продлится до 15 августа. В ходе совещания представитель Комитета государственных доходов проинформировал, что за сутки (23-24 июня) в рамках начатого пилотного проекта на 10 контейнеров навесили навигационные пломбы (Таможенный пост «Алтынколь жол» – таможенный пост «Астана» 4 пломбы, таможенный пост «Алтынколь жол» – таможенный пост «Сарыагаш» 6 пломб). Сам проект направлен на отработку взаимодействия ИС (Национального оператора и таможенных органов) при отслеживании, а также процедуру наложения и снятия навигационных пломб. Такой же пилотный проект начат на автомобильном транспорте.
  • В пилотном проекте используются навигационные пломбы китайского производства. Но в совещании приняли участие отечественные производители подобных технических устройств, которые озвучили, что технических требований к навигационным пломбам нет, Национальный оператор их не предъявляет. Необходимо дополнительно рассмотреть, подходят ли их устройства для применения при отслеживании. НПП РК «Атамекен» ожидает письменный запрос от отечественных компаний по данному вопросу.
  • КЖВТ (Комитет железнодорожного и водного транспорта) МТ РК озвучил, что только по результатам пилотного проекта будет понятно о необходимости внесения дополнений в подзаконные НПА применение навигационных пломб. Но как мы видим, пилотный проект не преследует такой цели, в нем не участвуют грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, операторы вагонов (контейнеров). Навешивание и снятие (активация/деактивация) происходит только на таможенных пунктах. Хотя в предыдущих совещаниях много было споров, как обеспечить доступ специалистам Национального оператора к местам погрузки/выгрузки на подъездных путях, местам повышенной опасности. Кто за их действие/бездействие будет нести ответственность.
  • Сама целесообразность применения навигационных пломб не вызывает вопросов, но нужны прозрачные правила, и адекватные цены.