Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Сегодня глава нашей Ассоциации Сараева Рамия посетила Коллегию Министерства транспорта РК, на которой традиционно подвели итоги работы отрасли в 2023 году и озвучили планы работ на 2024 год

Однозначно, радует позитивная динамика роста практически по всем основным показателям работы ж/д транспорта.

Так, по итогам прошлого года объем перевозок ж/д транспортом вырос на 4% и составил 297,4 млн тонн. При этом внутренние перевозки снизились на 1%, экспорт и импорт вырос на 9% и 10% соответственно.
Транзит контейнерных перевозок прибавил 14% и составил 1 282 тыс ДФЭ.

Большая работа проведена по модернизации магистральной ж/д сети. Отремонтировано 557 км, в текущем году планируется реконструкция еще 570 км. Запущены и реализуются проекты по строительству вторых путей ж/д участка «Достык-Мойынты», ж/д линий «Бахты-Аягоз» и «Дарбаза-Мактаарал», а также обводной ж/д линии ст. Алматы.

В целом, МТ РК разработана Программа по модернизации ж/д инфраструктуры до 2030 года, которая предусматривает строительство вторых путей на 4,8 тыс. км, внедрение автоблокировки на 2,6 тыс. км и развитие 184 раздельных пунктов. На эти цели требуется порядка 5 трлн тенге. Однако, пока источники финансирования только прорабатываются.

Также затронули вопрос износа активов отрасли, уровень которого по парку грузовых вагонов составляет 54%, локомотивов – 61%. Для решения этой проблемы в 2023 году приобретено 113 локомотивов и заключены договора на покупку 3 тыс. полувагонов. До 2025 года планируется приобретение 439 локомотивов, в том числе, 200 китайских тепловозов.

Не обошли стороной и тему демонополизации отрасли, в частности рынка подъездных путей. По данным МТ РК, в рамках соответствующей комиссии ведется работа по передаче 162 подъездных путей.

Особый интерес вызвало намерение отраслевого органа по легитимизации нового статуса КТЖ в качестве Национальной транспортно-логистической компании и внесению соответствующих законодательных изменений.

Мы до сих пор, не можем решить вопрос по выполнению действующего законодательства в части выделения Национального оператора инфраструктуры и обеспечению недискриминационного доступа частников. Но зато создаём дополнительные инструменты для ещё большей концентрации и так монополизированного рынка.

В целом, «послевкусие» от совещания неоднозначное. Выпячивание достижений и замалчивание проблемных вопросов, по большому счёту, не выгодны никому. Возникающие проблемы порой следует поднимать, а не умалчивать, боясь потерять, к примеру, «кресло» или рыночную нишу.

Сегодня мир настолько быстро меняется, и, если мы все вместе не скооперируем усилия по решению наших слабых мест и усилению сильных, в итоге проиграть могут все.