Негізгі Жаңалықтар Құжаттар Байланыстар
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
В настоящее время Министерством промышленности и строительства рассматривается вопрос организации производства контейнеров для перевозки зерна на базе действующих вагоностроительных мощностей

В настоящее время Министерством промышленности и строительства рассматривается вопрос организации производства контейнеров для перевозки зерна на базе действующих вагоностроительных мощностей (АО «ЗИКСТО», ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», АО «Семипалатинский машиностроительный завод», «Атырауская вагоностроительная компания»).
На наш взгляд, инициатива хорошая, но преждевременная.

Во-первых, рынок контейнерных перевозок у нас достаточно маленький. По итогам 2023 года доля контейнеризации грузов составила всего 6,1% от общего грузооборота.

Во-вторых, стоимость перевозки грузов в контейнерах практически по всем группам товаров выше стоимости повагонных отправок от 30 до 40%. В результате, значительная часть контейнеропригодных грузов транспортируется в вагонах.
При запуске отечественного производства контейнеров цена еще больше увеличится, а конкурентоспособность контейнерных перевозок, соответственно, еще больше снизится.

В-третьих, неразвитая инфраструктура для осуществления контейнерных перевозок. Сегодня только 10,6% станций могут осуществлять контейнерные операции, в связи с чем, происходит удлинение расстояний порожнего пробега, что также снижает привлекательность контейнерных перевозок (равно как и рентабельность инициативы по производству контейнеров в стране).

Помимо перечисленного, широкий пласт проблемных вопросов не решён в части институционального обеспечения. В частности, отсутствуют прозрачные правила и сбалансированная тарифная политика для контейнерных грузоперевозок.

Также, множество нареканий вызывает наболевшая для всего рынка ж/д грузоперевозок тема согласования плана перевозок грузоотправителей.

Несмотря на то, что процесс осуществляется в автоматизированном режиме системой управления ГУ-12, критерии согласования либо отказа в приеме груза к перевозке непрозрачны и не регламентированы.

Считаем, что прежде, целесообразно решить указанные вопросы, устранив сдерживающие факторы и обеспечив базовые условия для развития контейнерных перевозок, что соответствующим образом создаст спрос на подвижной состав.