Негізгі Жаңалықтар Құжаттар Байланыстар
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
ЛИБЕРАЛИЗОВЫВАЛИ, ЛИБЕРАЛИЗОВЫВАЛИ ДА НЕ ДОВЫЛИБЕРАЛИЗОВАЛИ

Несуразное название поста соответствует всей той эпопеи по допуску частников на рынок ж/д перевозок, что длится уже два десятка лет. Еще в 2004 году были заложены необходимые законодательные основания для развития конкуренции в железнодорожной отрасли.

Отраслевой закон чётко определяет права и обязанности всех субъектов ж/д рынка. Принятая европейская модель развития ж/д транспорта предусматривает создание Национального оператора инфраструктуры, который должен предоставлять равный доступ к услугам магистральной железнодорожной сети всем участникам перевозочного процесса.

Однако, вопреки законодательству, сегодня функции национального оператора инфраструктуры интегрированы в компетенцию АО «НК «КТЖ», которые фактически выполняет национальный перевозчик грузов – ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки».

Таким образом, национальный перевозчик грузов принимает решения по допуску на сеть других перевозчиков, что в корне нарушает принципы конкуренции.
И пока из частников, только две компании осуществляют перевозочную деятельность – это ТОО «DAR RAIL» и ТОО «ТТТ Сервис», вот уже как пять лет, начиная с 2018 года. За это время удалось не только отработать все вопросы технологического и нормативного характера.

Частники инвестировали в локомотивный парк и перевозочную инфраструктуру порядка 150 млн. долларов США, создали производственную инфраструктуру и порядка 1300 рабочих мест, а также и внедрили свои технические ИТ-решения.

Имея излишек локомотивной тяги, частники на протяжении пяти лет безуспешно подают заявки на удлинение участков для перевозки грузов, в том числе нерентабельных и социальных на низкодоходных маршрутах.

В это же самое время, КТЖ, имея баснословный уровень долга в 2,9 трлн. тенге, планирует наращивать обновление локомотивов (по данным из открытых источников: в 2023 году КТЖ анонсировал, что приобретено 113 локомотивов, в планах на 2024 год – 194 локомотива).

Но, в конечном итоге, «оплачивает» эту модернизацию государство – через повышение субсидий и потребители – через рост тарифов (с 2020 по 2024 годы рост составил 52%).
Более того, государство порой вынуждено выделять средства из Накопительного пенсионного фонда для покрытия долгов компании, а также ставки вознаграждения на приобретение подвижного состава.

Возникает справедливый вопрос на счет злоупотребления КТЖ своим монопольным положением в ущерб экономике страны….

Но, если отбросить эмоции и разобраться в ситуации, то дело обстоит следующим образом…