Негізгі Жаңалықтар Құжаттар Байланыстар
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Ко дню вторника: Вызовы в железнодорожной отрасли: взгляд бизнеса

Традиционная череда коллегий госорганов с подведением итогов развития отраслей экономики страны завершилась. Наша Ассоциация принимала активное участие в этих совещаниях, в особенности в ведомствах, деятельность которых связана железнодорожным транспортом. В качестве резюме, делимся мнением бизнеса (будут еще посты с мнением) по поводу основных вызовов, которые сегодня стоят перед отраслью.

1. Доступность к рынку прямых инвестиций
Реальный сектор экономики страны, в целом, и транспортно-логистический сектор, в частности,продолжают испытывать дефицит доступных «длинных денег». Это, в том числе, ограничивает приток инвестиций в отрасль, темпы и масштаб её модернизации.

Для того, чтобы решить проблему, сделать капитал более доступным, «длинным и дешевым», предлагается принять меры по созданию фондов прямых инвестиций и повышению порога субсидирования фондом «Даму», как минимум, до 10 млрд тенге.

2. Развитие прогрессивных технологий
Внедрение передовых технологий(искусственный интеллект, облачные технологии, блокчейн и другие) в транспортно-логистическую отрасль может радикально повысить эффективность транспортировки и доставки, оптимизировать управление цепочками поставок и улучшить управление запасами.

В данном направлении бизнес ведёт активную работу: разработаны и внедрены различные программные продукты, такие как: умный диспетчер (OkLog, MultiCode), продажа перевозок «Rail-commerce», поиск клиентов «Timocom», cкладская логистика, расчеты с клиентами, продажи CRM, Bitrix24, отчетности в BP – planer.

Однако, в целом, сегодня технологический уровень развития отрасли не впечатляет. Морально устаревшие технологии и недостаточный уровень интеграции информационных систем участников перевозочного процесса затрудняют планирование операционной деятельности и замедляют выполнение контрольно-надзорных функций государственными органами на объектах инфраструктуры.  

В связи с чем, требуется принятие срочных и действенных мер, стимулирующих цифровизацию отрасли и интеграцию информационных систем для обеспечения доступных, безопасных и качественных перевозок.
3. Фокус на новые образовательные программы
2025 год объявлен Главой государства Годом рабочих профессий. Благодаря данной инициативе, железнодорожная отрасль начала своевременную подготовку к обеспечению кадровых потребностей в современных специальностях цифровой эпохи. Согласно оценки Министерства транспорта, в среднесрочной перспективе в отрасли возникнет 25 совершенно новых профессий.
Это, к примеру: конструктор цифровых логистических карт, технолог предиктивного технического обслуживания, проектировщик интерфейсов управления транспортом, инженер-технолог робототехники и другие. Соответственно, система образования должны «перестроиться» и обеспечить потребности отрасли в современных кадрах.
4. Необходимость доведения до исполнения всех отраслевых программ
За последние полвека принято несколько программ реформирования ж/д отрасли. Однако, реализована лишь часть намеченных мероприятий.
Как результат, в отрасли функционирует гибридная модель, ограничивающая потенциал эффективного развития отрасли. Мы уже неоднократно писали о том, к чему ведёт «кривая» структура Национальной ж/д компании.

В частности, выполнение Национальным грузовым перевозчиком функций по управлению и оперированию магистральной ж/д сетью препятствует развитию конкуренции на рынке перевозочных услуг и дестимулирует вложение средств в модернизацию инфраструктуры.

Как результат, остаются только два источника финансирования отрасли: государственный бюджет и потребители.
Однако, ни те, ни другие, не смогут обеспечивать постоянно растущие потребности в инвестициях.
Тем более, эффективностью деятельность монополиста не отличается, о чём свидетельствует устойчивый рост долговой нагрузки компании.

5. Повышение тарифов
В подтверждение выше обозначенного, в последнее время КТЖ активизировал работу по повышению тарифов (ранее писали об этом).
Пока остаются неясности с окончательным решением. Однако, уже экспортеры «бьют тревогу»,