По данным КТЖ, только потребности ж/д инфраструктуры оцениваются на уровне 5,7 трлн тенге (из протокола совещания НПП «Атамекен» и КТЖ от 1 ноября 2024 года).
Помимо прочего, необходимо вкладываться в обновление подвижного состава, наращивание терминальных и логистических мощностей, цифровизацию.
Мы знаем, что Национальная ж/д компания стремится охватить все эти направления самостоятельно. В частности, осуществляется закуп современных локомотивов у французской компании ALSTOM (117 грузовых электровозов), американской Wabtec и китайской CRRC (100 маневровых и 100 магистральных локомотивов).
Данные приобретения осуществляются на заемные средства, что накладывает дополнительную нагрузку на бюджет КТЖ, долг которой и так уже превысил 3,2 трлн тенге.
Однако, финансирование растущих потребностей Национальной ж/д компании ограничено возможностями бюджета, дефицит которого в последние годы только увеличивается.
А проводимая работа по пересмотру тарифной политики далека от завершения и нет гарантий, что ее принятие решит вопросы с источниками инвестиций в развитие отрасли.
В этой связи, Глава государства неоднократно отмечал, что следует активнее вовлекать частные инвестиции в развитие экономики страны. Для ускорения решения данной задачи, Президентом подписан Указ о либерализации экономики, в соответствии с которым реализуются меры по расширению поля предпринимательской деятельности и развитию конкуренции, сокращению государственного участия и снижению издержек бизнеса.
Это позволило бы снизить инвестиционную нагрузку Национальной железнодорожной компании и нагрузку на государство.
Но как мы видим из последних принятых государством документов, процесс по реализации реформы замедляется. Во многом, это обусловлено искаженным представлением общественности о нацеленности частных перевозчиков исключительно на прибыльные грузы и маршруты.
Это не соответствует действительности. На протяжении последних 3 лет частные ж/д перевозчики грузов неоднократно подавали заявки на осуществление перевозок разных грузов, в том числе, социально-значимых и убыточных, на разных участках сети.
Частные ж/д перевозчики стремятся расширить своё присутствие на сети и готовы принять субсидиарную нагрузку с Национальным перевозчиком по перевозке социальных грузов и инвестиции в подвижной состав.
При полноценном внедрении института частных перевозчиков, государство перестанет нести ответственность за их обязательства – убытки и кредиты, а также прекратит нести нагрузку в виде субсидий.
В результате, отрасль обретёт еще один третий (помимо потребителей и государства) источник финансирования в виде частного капитала.
В этом случае увеличится не только финансирование, но и гарантируется целевое, прозрачное использование средств в развитие ж/д сети.