Три области вмешательства в ж/д отрасли, по нашим наблюдениям, будут приоритетными для улучшения операционных показателей.
1) программа капитальных вложений: в течение следующих нескольких лет на железную дорогу Казахстана планируется потратить около 858 млрд. тенге (460 км. новых линий и модернизацию 1818 км. существующих путей) с 2025 года на капитальные вложения, из которых 85% этой суммы будет направлено на планы расширения, а 15% – на поддержание операционной деятельности.
По проектам, которые уж в реализации: Достык-Мойынты (836 км.) – 542,8 млрд. тенге, обход ж/д узла станции Алматы (75 км) – 151,8 млрд. тенге, Дарбаза – Мактарал (152,3 км) – 577,5 млрд. тенге. Общая стоимость четырех проектов составляет – 1 559 млрд. тенге.
Ключевым приоритетом, надеемся, что произойдет успешная реализация этого плана капиталовложений с таким перераспределением капитала, которое может оказаться необходимым для устранения наиболее насущных инфраструктурных ограничений;
2) проблемы эксплуатации и доступности подвижного состава: являются важным источником эксплуатационных проблем и будут иметь приоритетное значение для железных дорог Казахстана.
По данным источников АЗРК и Национальной ж/д компании, средний износ локомотивного парка страны достигает 65%. В текущем году ситуация с локомотивной тягой значительно улучшилась, но в долгосрочной перспективе проблема вновь может обостриться. Парк локомотивов в Казахстане на 1 января 2024 года насчитывает 1 778 единиц, в том числе 1 151 тепловозов и 527 электровозов.
В течение последних трех лет Национальная ж/д компания приобрела 267 локомотивов, из них 113 локомотивов в 2023 году. В планах до 2028 года приобрести еще 559 локомотивов;
3) безопасность железнодорожной сети. Изношенность железнодорожной сети оказало серьезно влияние на эксплуатационные показатели.
Во всем мире 85% инвестиций в инфраструктуру финансируется за счет государства независимо от уровня ВВП на душу населения. В развитых странах объем финансирования инфраструктуры составляет 1-2% ВВП, при этом помимо инвестиций государства финансируют часть эксплуатационных расходов.
В развивающихся странах доля инвестиций в инфраструктуру, необходимых для обеспечения экономического и демографического роста должна варьироваться от 3 до 7% ВВП в зависимости от состояния.
В казахстанской практике государство не взяло на себя роль основного инвестора в железнодорожную инфраструктуру, как в автомобильные дороги. Субсидии за социально-значимые пассажирские перевозки также не в полном объеме обеспечиваются государством.
При этом номинальный рост тарифов за перевозку грузов за весь период, начиная с обретения независимости, отстает от роста цен в экономике (производственных и потребительских цен), что приводит к накоплению износа и невозможности простого воспроизводства активов, не говоря про расширенное воспроизводство
Часто железная дорога Казахстана наряду с другими странами сталкивается как с операционным, так и с финансовым кризисом. Поэтому, в дополнение к оперативному вмешательству, в краткосрочной перспективе необходимо предпринять шаги для укрепления финансового положения Национальной ж/д компании и обеспечения необходимых инвестиций в оборудование и инфраструктуру. Ограниченный баланс Национальной ж/д компании (регулирование тарифов, социальная нагрузка, субсидирование многочисленных непрофильных видов деятельности и т.д.) ограничивает ее возможности для инвестирования, поэтому партнерские отношения необходимы для финансирования конкретного расширения мощностей и операционных улучшений. Создание стоимости объектов инфраструктуры либо операционных мощностей с помощью частного капитала необходимо для того, чтобы ускорить модернизацию и обновление магистральной сети казахстанских дорог.
Существует ряд возможностей для установления партнерских с частным сектором в краткосрочной перспективе в дополнение к инвестициям, которые станут возможными в процессе реформ. Преимущество такого партнерства, по нашему мнению, должно заключаться как в решении государства по привлечению частного капитала в ж/д инфраструктуру, так и в стимулировании участия частного сектора в тех областях, где повышение эффективности может быть достигнуто за счет дополнительных инвестиций или управленческого опыта.