Не секрет, что дефицит локомотивов в стране привел к увеличению оборачиваемости вагонов, росту количества брошенных поездов, несвоевременной доставке грузов клиентам. Такая ситуация наблюдается уже несколько лет.
Так, согласно Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 г. износ существующего локомотивного парка достигает 70%, а текущее обновление парка локомотивов не успевает за спросом. Что в свою очередь привело к снижению скорости поездов, сокращению экспорта и уменьшению транспортировки грузов внутри страны.
К концу 2022 года в стране было всего 2 260 локомотивов, включая магистральные тепловозы, магистральные электровозы и маневровые локомотивы. При этом парк частных компаний составляет 44% от общего количества.
Согласно оценкам экспертов компании Roland Berger, чтобы удовлетворить растущий объем перевозок в Казахстане до 2032 года, необходимо закупить еще 478 магистральных локомотивов. Это потребует инвестиций в размере 1,6 млрд долларов.
Государственная компания “КТЖ – Грузовые перевозки” контролирует более 91% рынка услуг по железнодорожным перевозкам грузов, доля частных перевозчиков в этом сегменте составляет около 9%. Согласно прогнозу, к 2025 году доля частных перевозчиков вырастет до 15%, а к 2030 году 30%.
Парк «КТЖ – ГП» составляет 1 678 локомотивами, средний уровень износа составляет 56,6-66%. До 2030 года согласно графику компанией планируется списать 390 локомотивов, включая 222 электровоза и 168 тепловозов.
КТЖ заключены сделки на приобретение 138 новых локомотивов, 63 из них уже используются для перевозок. Стратегия обновления подвижного состава предусматривает закупку около 300 локомотивов до 2029 года.
Частные перевозчики готовы сократить дефицит локомотивов и уже в ближайшие годы приобрести около 140 новых магистральных локомотивов. Однако им необходимы гарантии долгосрочного доступа к железнодорожной сети и равное право на использование инфраструктуры.
«Компании предлагают увеличить срок договоров на доступ к железной дороге до пяти лет, чтобы обеспечить привлечение финансовых инструментов, например, кредитов, для покупки новых локомотивов.
На протяжении последних пяти лет помимо КТЖ-ГП, перевозки грузов своими локомотивами по определенным маршрутам также осуществляют частные компании “ТТТ Сервис” и Dar Rail. В общей сложности, они управляют 76 магистральными локомотивами, имеют 56 магистральных электровозов, 18 магистральных тепловозов и 30 маневровых тепловозов, которые используются для внутренних перевозок различных грузов.
У перевозчиков есть избыток локомотивной мощности, которую можно было бы задействовать на дополнительных участках железнодорожной сети, но к ним у них сейчас нет доступа. В частности, компании уже подали заявки на получение доступа к перевозкам по другим участкам МЖС с 2024 по 2025 год. Ответ от КТЖ на эти заявки ожидается до конца ноября.
Кроме того, в первой половине года “ТТТ-Сервис” приобрела 16 новых маневрово-вывозных тепловозов серии ТЭМ9 производства «Синара – Транспортные машины”.
Dar Rail имеющий парк в 42 магистральных электровоза и два магистральных тепловоз планирует закупить около 110 новых локомотивов, в том числе и у казахстанских локомотивостроительных предприятий.
«То есть перевозчики готовы работать, вкладывая инвестиции, но вопрос, связанный с доступом к железнодорожной инфраструктуре для них остается актуальным. Создание национального оператора инфраструктуры, который будет контролироваться Министерством транспорта Казахстана и обеспечивать равный доступ всем перевозчикам к железнодорожным путям решило бы многие проблемы. Сейчас функции оператора МЖС выполняет «КТЖ-ГП». В настоящее время данные вопросы находятся в процессе обсуждения».
Добавим, что независимые перевозчики в Казахстане стали самостоятельно оказывать услуги перевозок собственными локомотивами с конца 2018 г. До этого времени локомотивы частных компаний привлекались для транспортировки по магистральным путям только на субподрядных условиях «КТЖ ГП».
Изменения произошли в рамках реформы отрасли и реорганизации КТЖ, основная задача которой – разделение инфраструктурного и перевозочного сегментов грузовых железнодорожных перевозок, которое предусматривает передачу перевозочного сегмента в частное управление и создание равных условий доступа для всех перевозчиков.
Пилотный проект по открытию частным перевозчикам доступа к МЖС стартовал в мае 2018 года и завершился спустя пять лет: КТЖ, “ТТТ Сервис” и Dar Rail были допущены к МЖС в соответствии с требованиями национального законодательства.
В июле текущего года Правительство Казахстана поручило ведомствам изучить международный опыт работы частных грузоперевозчиков.
Мы считаем, что модель организации железнодорожных перевозок, протестированная в течение пяти лет, является эффективной. За это время два частных перевозчика создали свою производственную инфраструктуру, включая локомотивные депо, разработали собственные технические и IT-решения.
Кроме того, квалификационные требования к перевозчикам при получении лицензии на перевозку грузов по железной дороге могут быть изменены с учетом рисков и интересов всех участников рынка. Подобные меры направлены на предотвращение доступа недобросовестных участников рынка к МЖС и описаны в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. Изменения и корректировки требований планируется ввести до 2025 года.