Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
ОЧЕРЕДНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ НА Ж/Д

В настоящее время на рассмотрении Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК находятся две заявки АО «НК «КТЖ» на рост тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом:

• повышение действующих пятилетних тарифов на услуги МЖС на 2024 и 2025 годы с 1 апреля 2024 года (в связи с повышением заработной платы до среднестатистического уровня и увеличением инвестиционной программы).
При том, что тарифы на МЖС уже повышались в начале года (+5%) и в прошлом году (+28,4%);
• повышение тарифа за пользование локомотивной тягой на 35% по всем грузам со 2 апреля т.г.

Никто не спорит о том, что тарифы порой следует поднимать, тем более, в условиях критического износа основных фондов отрасли. Но другой вопрос, насколько результативно это делается….

 

Глава государства К.К.Токаев неоднократно отмечал, что тарифы, в том числе, на услуги естественных монополий, должны быть долгосрочными (=стабильными), прозрачными и эффективными.

Но, как происходит на деле?

Во-первых, тарифы, как видим, высоко волатильны.

Во-вторых, прозрачность – да, у нас действует институт общественных слушаний. Но, оказывает ли он существенное влияние на принятие решений….

Это, как раз, к вопросу об эффективности… Несмотря на рост тарифов, число нареканий со стороны потребителей услуг ж/д перевозок не сокращается, а долг нацкомпании превышает триллионы.

Дошло до того, что уже и средства пенсионного фонда привлекают для обновления вагонов.

Очевидно, надо что-то менять.

И, прежде всего, саму модель. КТЖ громоздкая структура – «государство в государстве». Обладая монопольными правами, сложно преодолеть искушение ими воспользоваться….

Решение этой проблеме уже давно предложено.

Осталось только реализовать.