Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Наконец-то официально опубликована Концепция развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2029 года, утвержденная Министерством транспорта еще 27 июня т.г.

При том, что доступ частным перевозчикам предусматривается открыть в 2027 году, настораживает оговорка о ВОЗМОЖНОСТИ создания отдельного юридического лица после формирования Национального оператора инфраструктуры.

Такая формулировка «ставит под угрозу» и успех проекта по разработке новой тарифной методологии. Об этом, мы уже писали – без выделения Оператора инфраструктуры в отдельное юрлицо совершенствование тарифной системы радикально ничего не изменит, сохраняя существующие дисбалансы.

Поэтому, Ассоциация продолжит активно отстаивать свои позиции и приводить конструктивные аргументы в пользу полноценной реализации целевой модели, предусмотренной действующим законодательством о ж/д транспорте.

Также, согласно Концепции, право осуществления транзитных и других международных перевозок грузов будет закреплено исключительно за Национальным перевозчиком грузов. С данным тезисом мы тоже не согласны, так как уже сегодня наблюдается спрос на услуги частных перевозчиков со стороны зарубежных потребителей.

В части развития ж/д инфраструктуры предусматривается завершение до 2029 года реализации 4 крупных проектов: строительство вторых путей на участке “Достык – Мойынты”, новых линий “Бахты – Аягоз”, “Дарбаза – Мактаарал” и “Казыбек-Бек – Жетыген” в обход узла Алматы.

Кроме того, определены меры по увеличению провозной способности ключевых транзитных маршрутов.

В рамках развития ТМТМ: строительство вторых путей на участках “Алтынколь – Жетыген”, “Казыбек-бек-Жетыген-Алматы”, “Арыс – Казалы”, “Шалкар – Порт Курык”; электрификация участка “Алтынколь – Алматы”; развитие 56 раздельных пунктов на этих участках.

В рамках развития МТК “Север-Юг”: строительство вторых путей на участке “Кигаш – Алимбет”; внедрение автоблокировки на участках “Алимбет – Кандыагаш”, “Никельтау – Тобол”; развитие 23 раздельных пунктов на этих участках.

В рамках развития транзитного коридора “РФ – КНР, ЦА”: строительство вторых путей на участках “Павлодар – Куркамыс”, “Аксу – Жана Семей”, “Жана Семей – Актогай”; внедрение автоблокировки на участках “Аксу – Жана Семей”, “Жана Семей – Актогай”, “Жана Семей – Локоть”; развитие 41 раздельных пунктов на участке “Павлодар – Жана Семей – Актогай”.
В рамках развития транзитного коридора “КНР – ЕС”: строительство новой линии “Кызылжар – Мойынты” (320 км); строительство вторых путей на участках “Жарык – Сексеул”, “Актобе – Илецк”; внедрение автоблокировки на участке “Сексеул – Кызылжар”; развитие 45 раздельных пунктов на этих участках.

В рамках развития пропускной способности участков для обеспечения перевозки местных грузов: модернизация участка “Костанай – Новоишимская”, внедрение автоблокировки; развитие 23 раздельных пунктов на участках “Жарык – Астана”, “Есиль – Кызылжар”, “Астана – Павлодар”.

Все указанные проекты планируется реализовать, как за счет бюджетных средств, так и частных инвестиций.

Что касается модернизации сети, то до 2029 года ежегодно, в среднем, будет осуществляться ремонт от 1400 до 1600 км за счет собственных источников финансирования Национального оператора инфраструктуры.

Наряду с этим, Концепция предусматривает меры по развитию логистической системы (контейнерные перевозки, сеть ТЛЦ, международное сотрудничество и т.д.) и пассажирских перевозок (обновление пассажирских вагонов в количестве 1131 единиц и др.).

В результате реализации мер Концепции, грузооборот увеличится с 270 млрд. ткм в 2024 году до 312 млрд. ткм в 2028 году, пассажирооборот – с 17 млрд пкм до 20,9 млрд пкм. Износ МЖС снизится с 57% до 52%, а средняя участковая скорость достигнет 43 км/ч (в 2024 году – 39 км/ч).