Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Либерализация рынка железнодорожных перевозок

Магистральным направлением нового экономического курса страны является либерализация экономики. В феврале на расширенном заседании Правительства Глава государств поручил разработать соответствующий Указ, направленный на развитие рыночной конкуренции, осуществление эффективной приватизации и реформу квазигосударственного сектора.

Применительно к железнодорожной отрасли необходимые законодательные основания для реализации указанных трёх направлений заложены еще в 2004 году.

Отраслевой закон чётко определяет права и обязанности всех субъектов ж/д рынка. Принятая модель предусматривает создание Национального оператора инфраструктуры, который должен предоставлять равный и недискриминационный доступ к услугам магистральной железнодорожной сети всем участникам перевозочного процесса.

Однако, вопреки законодательству, сегодня функции национального оператора инфраструктуры интегрированы в компетенцию АО «НК «КТЖ», которые фактически выполняет национальный перевозчик грузов – ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (переданы на основании договора управления перевозочным процессом).

Таким образом, национальный перевозчик грузов принимает решения по допуску на сеть других перевозчиков, что в корне нарушает принципы конкуренции.

В результате, затягивается заключение долгосрочных договоров между национальным оператором и частными перевозчиками.

 

При этом, непонятно каким образом будет достигаться задача Концепции развития транспортно-логистического потенциала по увеличению доли частных перевозчиков в перевозке грузов железнодорожным транспортом до не менее 30% к 2030 году.

Дополнительно отметим, что приводимые доводы относительно неготовности ж/д системы к доступу частных грузовых перевозчиков на МЖС с точки зрения технологического взаимодействия также несостоятельны.

Напомним, на протяжении 5 лет в рамках «пилота» свои услуги предоставляли два частных перевозчика «Dar Rail» и «ТТТ Сервис». За это время, как и предполагалось, был отработан механизм взаимодействия множества перевозчиков с оператором инфраструктуры.

В 2020 году был подготовлен соответствующий документ, предусматривающий все нюансы в части обеспечения безопасности и эффективности перевозок грузов.

Однако, принятый регламент прослужил всего год. До сих пор ведется работа по легитимизации его статуса для последующего введения в практическое использование.

На наш взгляд, сегодня, когда перед отраслью стоят амбициозные задачи, решение которых требует огромных инвестиций, требуется консолидация усилий всех участников рынка.

И для этого подготовлены все условия, осталось только их реализовать.