Глава государства Касым-Жомарт Токаев посетит 24 августа Баку. LS (https://lsm.kz/) узнал, о перспективах расширения транзитного потенциала между Казахстаном и Азербайджаном.
По словам гендиректора Ассоциации грузовых ж/д перевозчиков Евгения Больгерта, две страны обладают значительным транзитным потенциалом, так как являются частью Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который входит в международную транспортно-логистическую инфраструктуру и связывает Китай с Европой.
По данным Больгерта, общая пропускная способность ТМТМ составляет порядка 6 млн тонн в год, в том числе 80 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент – прим. LS). Он отметил, что это направление является также важным для экспортных отгрузок из Казахстана.
“Инфраструктура с казахстанской стороны представлена логистическими мощностями порта Актау, пропускная способность которого составляет 15 млн тонн в год. Вторым казахстанским портом является Курык с пропускной способностью 6 млн тонн в год, в структуру которого входят ж/д и автомобильный паромные терминалы. Он имеет паромное сообщение с азербайджанским портом Алят”, – пояснил собеседник.
Больгерт добавил, что страны, входящие в ТМТМ, заинтересованы в росте грузопотока по этому транзитному коридору. Однако, по его мнению, для этого нужно устранить ограничения, существующие с каждой из сторон.
В частности, по его словам, в Казахстане существует ограниченная пропускная способность ж/д путей на стратегически важных участках транзитного коридора (Достык – Мойынты, Алматинский узел), дефицит торгового флота (паромов, контейнеровозов) на Каспии, низкие темпы контейнеризации грузов и ряд других. А с азербайджанской стороны – узкие места в портовой и перегрузочной инфраструктуре, дефицит подвижного состава (фитинговых платформ).
“Вместе с тем для эффективной организации транзита чрез Каспий требуется как внутренняя скоординированность транспортных администраций, так и согласованность всех участников ТМТМ в части тарификации. Мы были свидетелями “заторов”, которые возникали с обеих сторон в последние месяцы. Это связано и с названными ограничениями, и с увеличившейся нагрузкой на транзитный коридор, который стал альтернативой в условиях изменившихся международных цепочек поставок”, – сообщил эксперт.
По его словам, всего за пять месяцев 2022 года по маршруту ТМТМ перевезено 732,5 тыс. тонн грузов, что в 2,5 раза превышает объемы перевозок за аналогичный период 2021 года. Больгерт добавил, что в целом на этот год запланировано – 3,2 млн тонн, в том числе 50 тыс. ДФЭ.
“По направлению ТМТМ через Казахстан в направлении Азербайджана проходят как транзитные, так и экспортные грузопотоки. Первое полугодие демонстрирует положительную динамику грузоперевозок. Транскаспийское направление дает выход на порты Черноморского бассейна – Поти и Батуми, а также на турецкие порты Мерсин и Стамбул по ж/д участку Баку – Тбилиси – Карс. Оттуда грузы расходятся дальше по всей Европе”, – резюмировал собеседник.
Источник: lsm.kz