Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
“Горизонт – 2035: Искусственный интеллект и транспортное будущее”

Александр Клим, Председатель Наблюдательного совета ТОО “DarRail”, член Ассоциации казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков, выступил на I Форсайт-Форуме “Горизонт – 2035: Искусственный интеллект и транспортное будущее” с докладом о необходимости адаптации законодательства к цифровым технологиям и ИИ в железнодорожной отрасли.

Александр Клим подчеркнул необходимость цифровизации железнодорожной инфраструктуры, без которой полноценная цифровизация железнодорожного транспорта невозможна. Реализуемые сегодня проекты по дигитализации процессов перевозчиков грузов, операторов подвижного состава, логистических операторов будут ограничены уровнем цифровизации инфраструктуры.

Он отметил необходимость разработки нормативной базы для внедрения цифровых двойников для моделирования и управления в реальном времени. Он указал на пример DB InfraGo (Германия), где применение цифровых двойников для прогнозирования износа рельсов сократило эксплуатационные издержки на 12% и повысило своевременность выполнения графиков на 90%. А.В. Клим также привел пример ProRail (Нидерланды), где координация работы перевозчиков с использованием цифровых систем диспетчеризации позволила на 10% эффективнее использовать пропускную способность сети.

Александр Клим подчеркнул, что для системной и ускоренной цифровизации жд отрасли критично создание завершение реформ, реализация целевой модели отрасли, предусмотренной законодательством и создание Национального оператора инфраструктуры.

Также указал на пример Australian Rail Track Corporation (ARTC), где применение ИИ для оптимизации маршрутов и управления грузопотоками, привело к сокращению логистических затрат на 5% и уменьшению аварий на 10%, где основными провайдерами новых решений стали независимые перевозчики.

Александр Клим отметил, что законодательство должно обеспечивать прозрачность алгоритмов ИИ и защиту данных для предотвращения злоупотреблений и дискриминации. Он привел пример Швейцарских федеральных железных дорог (SBB), где применение ИИ для управления транспортными потоками снизило количество инцидентов на перегруженных участках на 8%.

Подчеркнул, что кибербезопасность и защита данных должны быть приоритетом в процессе цифровизации и внедрения ИИ. Он отметил, что национальная политика по ИИ должна включать: регулирование использования ИИ, модернизацию транспортной инфраструктуры, поддержку инноваций через государственные гранты. Указал на пример Великобритании и Австралии, где внедрение национальных стратегий по ИИ позволило повысить эффективность транспортных систем на 15%.

Александр Клим подчеркнул, что повышение квалификации сотрудников требует государственной поддержки программ переподготовки. Он привел пример Австралии, где поддержка программ переподготовки специалистов транспортной отрасли для адаптации к новым технологиям.

Отметил, что роль человека в транспортной системе остается ключевой для принятия стратегических решений и обеспечения безопасности процессов. Законодательство должно регулировать взаимодействие между человеком и ИИ, где технологии помогают, но не заменяют человека.

Для успешной цифровой трансформации необходимо создать гибкую нормативно-правовую базу, которая будет поддерживать внедрение инновационных решений и использование ИИ в транспортных системах будущего.

В целом, Александр Клим призвал к активной адаптации законодательства для создания благоприятных условий для внедрения ИИ в железнодорожной отрасли Казахстана.