Сегодня в Алматы состоялась 4-я международная конференция «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022».
⠀
В мероприятии приняли участие ключевые игроки рынков: транспортно-логистические компании, грузоотправители, а также представители государственных органов Казахстана и других стран СНГ.
⠀
В рамках конференции прошла специальная сессия по наиболее актуальным вопросам железнодорожной отрасли Казахстана. Одной из ключевых тем, которая была затронута в обсуждении – это развитие контейнеризации и конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок.
⠀
В ходе конференции председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев отметил, что в Казахстане доля контейнерных перевозок составляет всего 3% в общем объеме грузоперевозок. В то же время в других странах, в том числе Китае и России, этот уровень достигает 70% и более.
⠀
Он отметил, что на текущий момент в рамках развития транзитного потенциала контейнерные перевозки жизненно необходимы. В том числе для перенаправления грузопотока из Азии в Европу через территорию РК.
По его словам, для развития отрасли необходима инфраструктура: нужно подготовить грузоотправительные места и оснастить необходимым оборудованием.
⠀
“Бизнес готов самостоятельно развить инфраструктуру, если отрасль будет конкурентоспособна. Но сейчас из-за того, что тарифы в два раза дороже, контейнерные перевозки более чем невыгодны в Казахстане. Если же тарифы будут равными универсальному парку, то это даст стимул развивать отрасль”, – пояснил Карабаев.
⠀
По итогу конференции было предложено создать резолюцию на рассмотрение на правительственном уровне.
⠀
В ходе обсуждения также были озвучены препятствия для развития конкуренции на рынке грузовых ж/д перевозок. А именно: невыполнение согласованных планов на 2021-2022 годы по доступу частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети, блокировка доступа к межгосударственным стыковым пунктам – ключевым точкам при осуществлении экспортных и импортных перевозок, а также невыполнение КТЖ с 2015 года обещаний организационного и функционального обособления национального оператора инфраструктуры, как того требует законодательство о железнодорожном транспорте.
⠀
Стоит отметить, что при этом частными перевозчиками и грузоотправителями были согласованы все выдвинутые КТЖ условия и тарифные измерения.
“С начала 2022 года КТЖ прекращена работа рабочих подгрупп (с участием частных перевозчиков) по взаимодействию участников перевозочного процесса и по совершенствованию информационных систем с учетом требований безопасности в условиях множественности перевозчиков. Согласованные и подписанные частными перевозчиками изменения в регламент технологического взаимодействия национального оператора инфраструктуры и перевозчиков грузов при организации и осуществлении перевозок грузов, включая его продление с 1 января 2022 года, не подписаны КТЖ, хотя данные изменения ранее были согласованны”, – отметил генеральный директор Ассоциации грузовых железнодорожных перевозчиков Евгений Больгерт.
⠀
Компания “КТЖ-Грузовые перевозки” испытывает острый дефицит локомотивов, уровень долговой нагрузки компании не позволит покрыть потребность в их закупке до 2032 года.
⠀
Согласно данным, парк локомотивов “КТЖ-Грузовые перевозки” составляет 543 электровоза, а потребность в них достигает 213 единиц до 2032 года. Учитывая график выбытия, до 2030 года парк лишится 222 электровозов с пиками в 32 единицы в 2025 году и 33 единицы в 2026 году.
⠀
Что касается тепловозов, то у КТЖ-ГП их 689, а потребность до 2032 года составляет 265 единиц. По графику выбытия, до 2030 года данный опустеет на 168 штук с пиком в 53 единицы в 2028 году.
“Мы предлагаем довести до конца реформу КТЖ в части выделения оператора инфраструктуры в самостоятельное юридическое лицо, чтобы национальная компания была неким управляющим центром, а инфраструктура – оставалась естественной монополией. Нужно внести больше ясности на законодательном уровне в процесс предоставления доступа к отдельным участкам. Сейчас, имея лицензию, вы не гарантированно получаете доступ к сети. Вы лишь можете получить на договорной основе доступ, который позволит национальный оператор инфраструктуры, которым являлся национальная компания”, – добавил спикер.
⠀
На сегодняшний день Министерством индустрии и инфраструктурного развития было выдано 55 лицензий для участников грузовых перевозок.
⠀
“На наш взгляд нужно рассмотреть возможность введения категоризации лицензии. Для того чтобы перейти в высшую лигу, тебе надо сначала на локальном уровне набраться компетенции, отработать свои процессы. И после соответствия определенным условиям претендовать на выход на всю сеть и получать возможность осуществлять международные перевозки”, – предложил Евгений Больгерт.
⠀
В свою очередь управляющий директор по логистике НК КТЖ Ерлан Койшибаев отметил, что КТЖ открыты для обсуждения и разработки совместного регламента для выхода на рынок частных перевозчиков.
⠀
“В целом, хочу сказать, что КТЖ не против данного вопроса. Давайте стратегически определимся кто и что берет на себя. Этот рынок открыт. “, – сказал он.
⠀
4-ая Международная конференция «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022» стала площадкой прямого взаимодействия представителей органов государственной власти, делового сообщества, и экспертных кругов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории ЕАЭС, ЕС.