Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
АЗРК завершен Анализ рынка железнодорожных грузовых перевозок, выявлены барьеры для развития конкуренции

Департамент транспорта и связи Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан провел плановый анализ рынка железнодорожных грузовых перевозок (далее – Анализ) с целью определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
Анализируемым периодом определен – 2023 год и с 1 января по 30 апреля 2024 года.

В результате проведенного Анализа уполномоченный орган сделал следующие выводы:
рынок услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом за анализируемый период является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией, доля ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» на рынке услуг грузовых железнодорожных перевозок продолжительное время составляет более – 70%;
проблемными вопросами и барьерами для развития конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок названы:

1) сложность прохождения процедур при получении частными перевозчиками права доступа к услугам МЖС. Установлено, что АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» (КТЖ) и Национальный перевозчик грузов (КТЖ – Грузовые перевозки) путем заключения (в нарушение норм действующего законодательства в сфере естественных монополий) внутренних документов создали искусственные барьеры частным перевозчикам при каждом этапе получения доступа к услугам МЖС;
2) отсутствие у частных перевозчиков долгосрочного доступа к услугам МЖС. В настоящее время долгосрочный договор на доступ к услугам МЖС имеет лишь ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»;
3) обязательства перевозчика по предоставлению данных через информационные системы Оператора инфраструктуры. При этом, у частных перевозчиков отсутствует доступ к информационным системам КТЖ и возможность интеграции систем;
4) получение скидок, льгот и т.д. дочерних компаний КТЖ. ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» предоставляет льготы и преференции, скидки, условия кредитования своим компаниям на конкурентном рынке, что содержит в себе признаки ограничения конкуренции;
5) проблемные вопросы тарифного регулирования. Действующая система тарифообразования не применима к рынку с множеством перевозчиков поскольку была сформирована, когда был только один перевозчик. Требуется разработка новой тарифной политике КТЖ на услуги МЖС.
6) значительный износ (до 65%) локомотивного парка и недостаточная обеспеченность локомотивной тягой. Предлагается рассмотреть вопрос перераспределения покупки локомотивов совместно с частными перевозчиками с учетом того, что доли частных перевозчиков к 2030 году достигнут 30%.
7) снижение пропускной и перерабатывающей способности объектов МЖС. Основными причинами снижения пропускной способности, по мнению АЗРК, являются приоритет пропуска грузовых транзитных поездов, увеличение количества пассажирских поездов, износ и нехватка локомотивов, увеличение количества «брошенных» поездов на сети, геополитическая ситуация с соседними странами и т.д.
АЗРК с учетом выявленных барьеров и проблемных вопросов для развития конкуренции предлагается:
1) завершить функциональное и организационное разделение Национального оператора инфраструктуры с функциями диспетчерского регулирования с выделением его в независимое юридическое лицо на I этапе в составе АО «НК «КТЖ», на II этапе под управлением Министерства транспорта;
2) предоставить доступ частным перевозчикам к услугам МЖС при перевозке грузов на долгосрочный период с обеспечением внесения необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие доступ перевозчиков к услугам МЖС.
3) провести работы по совершенствованию информационных систем КТЖ, предусматривающей изменение системы оператора инфраструктуры МЖС, с открытыми сервисами для интеграции частных перевозчиков, а также автоматизацию процессов планирования;
4) определить порядок заключения долгосрочных договоров на получение доступа к услугам МЖС;
5) пересмотреть действующую тарифную систему в условиях множественности перевозчиков и при необходимости выработать новые подходы с учетом результатов экономического анализа рисков и выгод;

6) реализовать строительство и развитие новых магистральных железнодорожных линий и станций с учётом множественности перевозчиков;
7) определить KPI для КТЖ в целях улучшения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры при условии множественности перевозчиков;
8) утвердить Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке железнодорожного транспорта.

Более подробную информацию об этом анализе можно получить перейдя по ссылке http://surl.li/rifbrs