
Недавно в медийном пространстве РФ прозвучали тезисы о целесообразности развития рынка железнодорожных перевозок грузов и сохранения в государственном управлении лишь Оператора инфраструктуры.
В частности, такое мнение высказывается российским экспертом железнодорожной отрасли, президентом Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павлом Анатольевичем Иванкиным.
«Жизнь нас толкает в эту сторону», – сказал Иванкин – к такой модели, в которой РЖД (ОАО «Российские железные дороги») должно остаться только собственником инфраструктуры, но при этом перестать быть перевозчиком, а другие компании будут перевозчиками (со своими вагонами и локомотивами).
Также, он отметил, что в РФ с января 2025 года вступили в силу Правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД).
Таким образом, если наши соседи только задумываются о внедрении европейской модели развития отрасли с полным вертикальным разделением (т.е. отделения перевозчиков от собственников инфраструктуры), то Казахстан уже давно двигается в этом направлении.
С одной стороны, с 2018 года на рынок допущены два частных перевозчика, деятельность которых демонстирует впечатляющие результаты, как с точки зрения инвестиций, создания рабочих мест, внедрения современных технологий, так и повышения качества и доступности услуг для потребителей.
С другой стороны, КТЖ последовательно решает задачу по созданию Оператора инфраструктуры. В частности, функции, связанные с осуществлением операций на магистральной железнодорожной сети(МЖС), переданы от Национального грузового перевозчика в центральный аппарат Компании.
Надеемся, на ускорение прогресса в работе по созданию Оператора инфраструктуры и обеспечению недискриминационного доступа частным перевозчиками к услугам МЖС.
Для этого уже давно созданы все необходимые институциональные условия и отработаны технологические вопросы.
Осталось дело «за малым» – преодолеть лобби бенецициаров прежней модели отрасли и реализовать на практике прописанные нормы.