Основные тезисы:
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в грузоперевозках Казахстана, однако сталкивается с серьезными проблемами изношенности инфраструктуры (железнодорожная сеть – 57%, локомотивный парк – 52%).
Грузоперевозки за январь–октябрь 2024 года выросли: на 2,2% по железной дороге и на 100% морским транспортом.
Развитие железнодорожной инфраструктуры получит мощный импульс благодаря масштабной программе, включающей строительство новых линий (Мойынты–Кызылжар, обходы Алматы и другие), модернизацию существующих участков и инвестиции в цифровизацию.
За 9 месяцев экспорт зерна достиг рекордных 6 миллионов тонн. Основные направления: Китай, Иран, Афганистан, Турция.
Рекордный урожай зерна (26,6 млн тонн) создал проблему своевременного вывоза продукции. Существующие мощности недостаточны для обработки и экспорта таких объёмов.
Инфраструктурные ограничения: нехватка складских помещений, особенно на приграничных территориях, осложняет экспорт. Пропускная способность железнодорожных линий недостаточна.
Организационно-управленческие проблемы: непрозрачность регулирования перевозок, ручное согласование планов, отсутствие открытого доступа к данным о погрузке и сроках доставки, непредсказуемость решений препятствуют эффективному использованию инфраструктуры. Существует риск потери урожая из-за задержек с вывозом зерна.
Рамия Сараева отметила необходимость оптимизации логистических цепочек путем улучшения координации между всеми участниками транспортно-логистического процесса и привлечения частных инвестиций для финансирования проектов по расширению и модернизации инфраструктуры.
Она также подчеркнула важность учета интересов всех участников рынка и продуктивного взаимодействия бизнеса с государственными органами.