Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
История железных дорог Казахстана. Приурочено к 120 летию. Часть третья – история железных дорог Казахстана

В 1955 году в Казахстане, вблизи посёлка Тюратам Кзыл-Ординской области начато строительство уникального объекта – космодрома Байконур.

Строительство Байконура велось быстрыми темпами, как того требовали политические обстоятельства. Железная дорога обеспечивала скрытный подвоз большого числа разнообразных грузов необходимых для строительства, прежде всего это были металл, цемент, строительные материалы. На будущих пусковых площадках кипела работа по сооружению стартовых позиций, цехов технических служб, пунктов управления.

 

В 1954 году ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Несмотря на то, что это были зоны рискованного земледелия, на освоение целины были возложены большие надежды.

В северных районах Казахстана были созданы десятки зерносовхозов. Со всей страны прибывали целинники – так их назовут потом. По сути же проводилась мобилизация добровольцев из западных районов страны, проводилась активная агитация, практиковались разнарядки на добровольцев через комсомольские организации. В некоторых районах целины от железнодорожных станций на магистралях нормальной колеи к центральным усадьбам зерносовхозов прокладывали узкоколейные железные дороги.

В апреле 1977 года на базе «Казахской железной дороги» были образованы три дороги: «Целинная железная дорога», «Алма-Атинская железная дорога» и «Западно-Казахстанская железная дорога». После распада СССР три казахстанские железные дороги были объединены в республиканское государственное предприятие «Казакстан темир жолы».

Железнодорожная сеть страны это три меридиональные железные дороги: Оренбург – Ташкент, Петропавловск – Караганда – Шу, Семипалатинск – Алма-Ата, а также несколько соединительных субширотных железнодорожных магистралей: Транссиб, Челябинск – Костанай – Кокшетау – Карасук, Карталы – Астана – Кулунда – Барнаул, Алма-Ата – Шу – Луговая – Тарыз – Шымкент – Арыс.

Для того, чтобы избежать двойного пересечения границы с Россией начиная с 2000-х годов построены участки линий Аксу – Конечная (соединившая Семипалатинск и Павлодар), Хромтау – Алтынсарино (Актобе и Костанай), Усть-Каменогорск – Шар (Усть-Каменогорск и Семипалатинск).

#железнаядорога #Казахстан #история #120лет #промышленность #развитие