🔸Клуб молодых экспертов при Сенате Парламента совместно с участниками проекта «Школа аналитики» выпустили сборник аналитических материалов по вопросам социально-экономического развития страны.
🔸Один из его разделов посвящен вопросам развития транзитно-транспортного потенциала Казахстана.
🔸Авторы доклада отмечают, что геополитическая конфронтация России и Запада перекраивает геоэкономическую карту Евразийского континента.
🔸Для Казахстана этот процесс особенно «чувствителен», так как через РФ осуществляется транспортировка ключевых экспортных товаров страны, а также проходят важные транзитные коридоры.
🔸Мы видим, какой урон несут участившиеся приостановки отгрузки нефти Каспийским трубопроводным консорциумом, который осуществляет перевалку 80% нашей нефти на экспорт.
🔸В исследовании особое внимание уделено вопросам развития железнодорожного транспорта, как основного вида транспорта для транзитных грузоперевозок.
🔸Вывод молодых экспертов однозначен. Краеугольным решением многочисленных проблем отрасли, о которых не понаслышке знают потребители ж/д услуг (высокая степень износа магистрали, вагонов, локомотивов, задержки поездов, коррупция, проблема «брошенных поездов» и другие) является снижение монополии и развитие конкуренции.
🔸Прогресс в этом направлении, по словам авторов, будет стимулировать приток инвестиций в сектор, что соответствующим образом повлияет на обновление основных фондов, а конкуренция подстегнёт рост эффективности (в том числе, через цифровизацию процессов, контейнеризацию перевозок и т.д.), обеспечивая улучшение соотношения качества и стоимости услуг, а также конкурентоспособность трансказахстанских коридоров.
🔸Исследованием не затронут вопрос тарифоообразование в ж/д отрасли. По этому поводу, считаем важным отметить о необходимости пересмотра системы расчета тарифов на магистральную железнодорожную сеть.
🔸Сегодня в ней разобраться под силу только «избранным».
🔸В результате, не только потребители услуг, но и другие стейкхолдеры, теряют возможность чётко ориентироваться и высказывать своё мнение по поводу обоснованности повышения тарифов.
🔗Сборник аналитический материалов прилагается ниже ⏬ (транзитно-транспортный потенциал страны стр. 122)