Main page News Documents Contacts
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Национальный оператор инфраструктуры будет создан в Казахстане в рамках Концепции развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года

Одной из важнейших стратегических задач Казахстана до 2030 года остается развитие транспортно-логистического потенциала страны.

В целях качественного решения данной задачи Постановлением Правительства РК в конце 2022 года утверждена соответствующая Концепция. Важнейший документ, целью которого является повышение эффективности и конкурентоспособности транспортной системы, имеющего огромное значение для развития экономики и улучшения жизни граждан.
Национальный оператор инфраструктуры, который планируют создать в рамках Концепции в качестве отдельного юридического лица, будет отвечать требованиям Закона “О железнодорожном транспорте” и участвовать в институциональных реформах в данной сфере.

Основная цель организационного и функционального разделения Национального оператора инфраструктуры от перевозочной деятельности, а также выделения его в отдельное юридическое лицо – предоставление услуг участникам перевозочного процесса. В их числе перевозчики, грузоотправители, грузополучатели и другие пользователи услуг железнодорожного транспорта.
Важно отметить, что доступ к услугам магистральной сети будет предоставлен на равных и недискриминационных условиях, что позволит развить конкуренцию на рынке грузовых железнодорожных перевозок с учетом интересов государства и национальной безопасности.

В целом, развитие транспортно-логистического потенциала имеет стратегическое значение для страны. Создание Национального оператора позволит повысить эффективность транспортной системы, обеспечить равные условия доступа к услугам и способствовать развитию экономики страны.

Безусловно, это значимый шаг в направлении модернизации и обновления инфраструктуры.
Пункт 153 Плана действий по реализации Концепции предусматривает завершение функционального и организационного разделения Национального оператора инфраструктуры с функциями диспетчерского регулирования с возможным созданием самостоятельного юридического лица. Завершение данного процесса намечено на декабрь 2023 года.

Обновление локомотивного парка посредством привлечения частных инвестиций является одним из ключевых пунктов Концепции. Не секрет, что значительный износ (до 70%) парка локомотивов и недостаточная его обеспеченность тягой приводят к сезонным дефицитам провозной способности железнодорожной системы, что приводит к задержкам в доставке пассажиров и грузов.

Износ львиной доли локомотивного парка приводит к увеличению издержек и снижению общей эффективности перевозок, а также ухудшает экологическую ситуацию.
Концепция же предусматривает масштабную программу модернизации инфраструктуры, локомотивного и вагонного парка, а также комплексные институциональные реформы и меры, направленные на развитие конкурентного рынка, с целью развития транзита и удовлетворения внутренних перевозок.

Важную роль в процессе модернизации подвижного состава играют частные инвесторы и перевозчики. Ожидается, что государство создаст благоприятные условия для привлечения частного капитала, формируя полноценный рынок грузовых железнодорожных перевозок, это позволит снизить инвестиционные и долговые нагрузки на национального оператора.

Достижение этой цели будет обеспечиваться путем принятия мер, направленных на снижение административных барьеров и ограничений для новых участников рынка, создание равных условий доступа к ключевым ресурсам и возможностям использования инфраструктуры, а также стимулирование инноваций и развития новых сегментов рынка.

В вопросе регулирования деятельности перевозчиков грузов железнодорожным транспортом особое внимание уделено исключению недобросовестных участников рынка и обеспечению безопасности движения с учетом развития конкуренции в данной сфере. Оговорено, что квалификационные требования, предъявляемые к перевозчикам при получении лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов железнодорожным транспортом, могут быть пересмотрены с учетом степени рисков и интересов всех участников рынка.

В рамках мероприятий, предусмотренных пунктом 159 Плана действий по реализации Концепции, планируется уточнение и детализация квалификационных требований к перевозчикам грузов железнодорожным транспортом. Для достижения этой цели, планируется внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

Своевременное и успешное выполнение раздела 5 Концепции будет способствовать созданию благоприятной и конкурентоспособной среды для развития железнодорожных перевозок грузов, а также обеспечению эффективного функционирования и развития рынка перевозок в целом.
На рынке грузовых перевозок деятельность будут осуществлять как национальные, так и частные перевозчики. В условиях свободной конкуренции они будут предоставлять высококачественные услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Разделом 4 Концепции предусмотрено, что интересы и потребности всех участников рынка транспортно-логистических услуг, включая экспортных грузоотправителей, будут удовлетворены путем принятия комплексных мер. Данные меры включают в себя дальнейшее развитие рынка грузовых железнодорожных перевозок, создание инфраструктурных возможностей для увеличения объемов перевозок и роста доходов от операционной деятельности.
Одной из важных мер является снижение роли государства и предприятий квазигосударственного сектора в конкурентных сферах экономики и расширение этих возможностей для внутренних транспортных компаний Казахстана.

В завершение добавим, что разделом 6 Концепции установлен целевой индикатор, согласно которому доля частных перевозчиков на рынке грузовых железнодорожных перевозок к 2030 году должна достичь не менее 30%.